К ВОПРОСУ О БОЛИ КАК ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ, ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Аннотация
Боль постоянный спутник жизни, неразрывно связанный с феноменом бытия. Даже на современном этапе развития нейрофизиологии и философской антропологии боль остается мало изученным явлением. Особенно это касается представлений о её происхождении и экзитенциальном аспекте. Оставаясь постоянной составляющей взаимоотношений врача и пациента, феномен боли, и проблема обезболивания провоцирует медицинские, этические и философские споры. Выделяют два основных типа боли: ноцицептивную и нейропатическую. Их различия обусловлены источниками. Ноцицептивная боль является следствием активации рецепторов периферической нервной системы, болевыми стимулами вследствие повреждения ткани. Нейропатическая боль является следствием повреждения или дисфункции центральной нервной системы и периферических нервов. Душевная боль видится состоянием тотальной охваченности событием, переживая которое я принадлежу ему настолько, что буквально теряю в нём своё я, и становлюсь «сам не свой» от волнения, страха или горя. Горе, волнение, страх заменяют собой меня. Но возможность пережить эту боль и означает возможность преодолеть, переступить. Таким образом, переживание боли - есть её преодоление, сражение с ней. Однако полем сражения становится в том числе и тело, если учесть множество заболеваний, провоцируемых потерей себя, утратой своего Я, вызванной душевной болью. Нами предпринято рассмотрение концепта боли не только с точки зрения нейрофизиологии и феномена взаимоотношений врача и пациента, но и как экзистенциального и эмпатического акта. Боль тесно связывает феномены бытия, сострадания, со-общения. Являясь одним из свойств нашего существования, вовлекая нас в бытие и не позволяя нам отвлечься и рассеяться, боль причиняет страдание нам и нашим близким, вынужденным переживать ее с нами. Облегчение страданий и боли - один из аспектов врачебного долга, однако, часто ради нашего исцеления, в процессе лечения, врач вынужденно причиняет нам сильную боль. Полная обезболенность как наша неспособность ощутить боль может привести к утрате сочувствия и, в конце концов, человечности как таковой. Боль другого как сообщение нам удается лишь пережить с помощью эмпатии, представив и вообразив страдание. Такую возможность нам, в частности, может подарить произведение искусства, собственный опыт восприятия которого мы переносим во взаимоотношения с людьми.