НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ ВРАЧЕВАНИЯ В БУДДИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению специфических аспектов буддийской этики и философской антропологии, оказавших влияние на понимание нравственного смысла врачебной деятельности в странах традиционного распространения буддизма. Нравственные (как общие, так и относящиеся к медицине) установки, присущие буддийской традиции, обусловлены особенностями религиозно философской доктрины, обосновывающей возможность освобождения от страданий и разрабатывающей способы его достижения. В частности теория анатмана утверждает иллюзорность человеческого Я и служит обоснованием возможности преодоления эгоизма, достижения единства со всеми живыми существами в любви и сострадании. При этом сострадание и любовь ко всем живым существам рассматривается как путь, ведущий человека к освобождению от собственных страданий, то есть к выходу за пределы сансары. Развитие в себе любви и сострадания помогает преодолеть эгоизм, привязанность к себе, почувствовать себя частью целого и, в конце концов, освободиться от своего я и слиться с целым, достичь нирваны. Истина, которая открылась Будде, и которую он проповедовал - «не может быть личного спасения без сострадания другим существам». Поскольку этот идеал предполагает помощь всем живым существам в избавлении от страданий, врачевание, мотивированное подлинной любовью и состраданием, изначально воспринималось и до сих пор считается в буддизме высшей ценностью и рассматривается как истинная добродетель, ведущая к освобождению.